Курсы сметчиков: нужны ли они экономистам?

Новости Чусовой

Должен ли экономист разбираться в вопросах ценообразования в строительстве? Ответ однозначный – да, если он работает в строительной, проектной или иной организации, связанной с возведением, ремонтом, реконструкцией или эксплуатацией зданий и сооружений.

В программы экономических факультетов некоторых столичных и региональных вузов уже включено обучение сметному нормированию в строительстве, так что их выпускники могут сразу после получения диплома начать работать в строительной сфере. Однако это не значит, что им не нужно регулярно – хотя бы ежегодно – проходить курсы сметчиков. Как раз наоборот, ведь нормативно-правовая база сметного дела постоянно меняется, и самостоятельно уследить за всеми обновлениями специалисту бывает непросто. А уж понять, как учесть эти новшества в своей ежедневной работе, может быть довольно трудно.

И в этой ситуации на помощь приходят эксперты-преподаватели курсов сметчиков, которые, во-первых, преподносят информацию системно, во-вторых, обращают внимание слушателей на наиболее важные нюансы нововведений, в-третьих, на примерах из практики показывают, как внедрить в профессиональную деятельность новые документы Минстроя, Минфина и других министерств и ведомств, регулирующих сметное нормирование в строительной отрасли.

Если же экономист, не имея знаний, умений и навыков в области сметного дела, хочет работать в строительной компании, то без курсов сметчиков ему не обойтись, ведь сметная документация –это опора любого строительного процесса. Без неё невозможно ни начать, ни продолжить, ни закончить возведение здания или сооружения. В ней учитывается всё: и подготовка стройплощадки, и стройматериалы, и их транспортировка, и заработная плата и даже благоустройство территории после завершения строительных работ.

Конечно, в первую очередь экономисту, не имеющему квалификации в сметном деле, нужно будет её получить, и делать это лучше на очных курсах, где образовательный процесс выстроен по привычной всем классической модели: в аудитории есть педагог и есть ученики, сначала теория, потом практика, и так несколько циклов до полного знакомства со сферой ценообразования в строительстве. В завершении – очная итоговая аттестация и получение сертификата о повышении квалификации государственного образца.

Если же экономисту, имеющему базовую подготовку в сметном деле, нужно разобраться в тонкостях формирования определенного вида сметной документации, например, на ремонтно-строительные, проектно-изыскательские или пусконаладочные работы, то лучше предпочесть дистанционные курсы сметчиков, например, от образовательного портала cabinet.one.Ведь удаленно организованное обучение можно проходить без отрыва от основной работы, что особенно ценно в условиях дефицита временных и/или денежных ресурсов.

Хорошее знание сметного дела всегда помогает экономистам, занятым в строительной отрасли, выполнять свою основную задачу –понимать, будет ли конкретный проект прибыльным, поскольку даже верно посчитанная и верно составленная смета не гарантирует, что стройка или субподряд окажется доходным. Более того, она даже не гарантирует, что средств будет достаточно для завершения работ. Как же избежать такого негативного развития событий?

Проанализировать каждый уже законченный объект и каждый вид уже проведенных работ раздельно. Почему нужно сделать именно так? Потому что в этом случае можно будет учесть не только множество составляющих каждого процесса, но и влияние на него конкретных условий строительства.

Следующий этап – анализ самой себестоимости выполненных работ, в ходе которого необходимо рассчитать цену каждого технико-экономического показателя: кубометр строительного объема, «квадрат» общей и полезной площади, число квартир и т. д. Проще говоря, нужно найти технико-экономические показатели (ТЭПы), которые потом можно сравнить сначала со своими ТЭПами на других таких же объектах, а потом с ТЭПами конкурентов на аналогичных проектах.

Цель всей этой аналитики – определить цену строительства на одну условную единицу показателя, которая поможет понять, выбивается ли эта цена из среднерыночной, является ли она конкурентной и привлекательной.

Далее нужно посмотреть, какова стоимость каждого отдельного вида работ и цена каждого вида конструктива. Это нужно, если организация берется за субподряды. Это поможет понять, какие работы дают прибыль, какие – выводят в ноль, а о каких – лучше пока забыть. И на основании этих данных составить коммерческое предложение.

В идеале результатом такого анализа для каждого вида работа и для каждого вида конструктива должны быть 4 цифры:

1) Отличное предложение: за эту ценубез раздумий беремся выполнять работу или конструктив, так как она точно закроет себестоимость и даст высокую прибыль.

2) Хорошее предложение: такая цена закроет себестоимость и даст нормативную прибыль.

3) Плохое предложение: такая цена равна себестоимости. Браться за такое предложение нужно, чтобы занять работой людей.

4) Убыточное предложение. За него нельзя браться ни в коем случае.

Итак, для экономистов, работающих в строительстве, знание сметного нормирования – это насущная профессиональная необходимость. Для плотно занятых специалистов оптимальным вариантом являются дистанционные курсы сметчиков, например от образовательного портала cabinet.one.