Между мартами: год назад Пермский край начал жить в особом режиме

Новости Чусовой

Уже к середине марта 2020-го новостные ленты пестрели сообщениями о разрастании пандемии. Мнения пермяков по проблеме тогда разделились. Кто-то посчитал информацию о новой инфекции преувеличенной, но были те, кто сразу бросился в магазины.

Пессимисты запасались средствами личной гигиены, продуктами питания долго¬срочного хранения, лекарствами, бытовой химией, спиртным… Под занавес месяца в прямом эфире вышло экстренное обращение главы государства. Президент России Владимир Путин впервые обозначил всю серьезность обстановки и объявил всероссийские недельные оплачиваемые выходные. Впоследствии они были пролонгированы и плавно перешли в режим повышенной самоизоляции не на один месяц.

Год назад, в двадцатых числах марта, в Пермском крае появились первые госпитализированные с подозрением на заражение SARS-CoV-2. Тогдашний министр здравоохранения Пермского края Оксана Мелехова заявила об увеличении резервного фонда коек в регионе для потенциальных больных коронавирусом до восьмисот единиц…

В авральном режиме

Указ губернатора края № 23 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» от 29 марта 2020-го определил будущее пермяков почти на весь последовавший год. Позже следовали изменения и дополнения, касавшиеся областей от экономики до социальной сферы, отдельные положения документа действуют в Прикамье и сегодня.

2 апреля в Прикамье ввели тотальный локдаун. Под запрет попали перемещения по населенным пунктам, за исключением отдельных категорий граждан, была введена выдача специальных разрешений на передвижение; обязательным стало ношение средств индивидуальной защиты (масок и перчаток); учреждения здравоохранения и правоохранительные органы перешли на работу в режиме повышенной готовности.

Нарушителям ограничительных мер пригрозили серьезными штрафными санкциями. Государственная Дума РФ приняла тогда пакет законов, позволявший привлекать нарушителей к административной ответственности: от предупреждения до штрафа (300 тысяч рублей максимально).

На период действия особого режима приостановили свою работу тысячи пермских компаний и фирм. В наибольшей степени ограничения коснулись заведений сферы общепита, учреждений культуры и спорта, финансовых и торговых предприятий (кроме торгующих товарами первой необходимости и аптек). Был существенно сокращен подвижной состав на всех маршрутах общественного транспорта.

По сути, меры жестких ограничений продлились в регионе более двух месяцев. Дальше началось их поэтапное смягчение. Оно идет до сих пор.

Дело рук спасающихся

Первый официально зарегистрированный случай смерти от коронавируса на территории региона произошел в Перми 31 марта прошлого года. В пермской больнице скончался мужчина с подтвержденным диагнозом, состояние которого в предшествовавший период отмечалось как тяжелое.

Сообщение о случае смерти появилось в специально запущенном тогда паблике «Стоп коронавирус. Пермь» «ВКонтакте» (18+). На этом ресурсе впоследствии стала публиковаться вся оперативная информация по ключевой теме борьбы с инфекцией.

В тот момент во весь рост встала проблема диагностики COVID-19 в Прикамье. Тесты необходимо было переправлять в специальную лабораторию в Новосибирске, и результаты анализов приходили в регион лишь спустя несколько дней. В это же время несколько пермских стационаров были переоборудованы под прием больных с инфекцией.

Внезапно в регионе обозначился дефицит медицинских масок и перчаток. В аптеках средств индивидуальной защиты практически не осталось, а оборотистые дельцы взвинтили цены на этот товар в десять раз.

– Мы предпринимаем все меры, чтобы маски вновь появились в продаже. Но они не только продаются в аптеке, – заявил в те дни замглавы администрации губернатора Лев Гершанок. — Их можно сделать самим. Ситуация у нас непростая, берите отрез ткани, кусок марли… Так вы сможете обезопасить себя и своих близких.

Вторила чиновнику и министр здравоохранения Оксана Мелехова: ватно-марлевые повязки и из ткани защищают не хуже фабричных. Только важно обрабатывать их после каждого использования — стирать, затем проглаживать утюгом.

Вместо одноразовых медицинских перчаток можно использовать многоразовые хозяйственные или текстильные, напоминали представители власти.

Безработицы избежать не удалось

Тотальный локдаун стал серьезным испытанием для всей экономики региона. Тяжелее всего пришлось малому и среднему бизнесу. Ряд отраслей получил право на поддержку от государства. Были разработаны четыре пакета мер с тем, чтобы сохранить в регионе рабочие места и предприятия бы смогли пережить режим ограничений.

– Об эффективности мер поддержки в целом судить сложно. Одни сумели воспользоваться субсидиями и льготными кредитами, другим пришлось попросту закрыть свое дело, – говорит руководитель рекрутингового агентства «СТ-лайм» Ксения Реутова. — Всплеска безработицы избежать не удалось.

На пике число стоящих на учете в центрах занятости населения Пермского края превысило 50 тысяч человек. В начале 2020 года это число было менее 15 тысяч. Во многом этому способствовало и решение существенно увеличить размер пособия по безработице. Плюс была введена дистанционная возможность получить статус безработного через портал «Госуслуги» (18+).

Существенным подспорьем оказались «президентские» адресные выплаты на несовершеннолетних семьям с детьми, предпринятые со стороны государства.

В новых реалиях

По итогам 2020 года собственные доходы Пермского края сократились на 25,8 млрд рублей. В основном недополучили платежей по налогу на прибыль — 23,7 млрд. Снизились также поступления от акцизов, по упрощенной системе налогообложения, по налогу на доходы физических лиц и на имущество организаций.

Впрочем, по сравнению с иными регионами ситуация в Прикамье вовсе не критична. Часть упущенных средств удалось компенсировать трансфертами из государственной казны, а часть получилось закрыть за счет привлечения заемных денег.

Спустя год уже очевидно: в целом Пермскому краю удается выходить из экстремальной ситуации с минимальными потерями. Уровень смертности в регионе не выше, чем в других субъектах Федерации.

Работа над крупными инфраструктурными проектами фактически и не прерывалась. Жилье строится и сдается в эксплуатацию, промышленное производство хотя и испытывало определенные трудности, к концу года пошло в рост.

Ныне в Прикамье полным ходом идет вакцинация населения. По мнению экспертов, это важнейший этап в борьбе с COVID-19. Он идет без сбоев. Удалось укрепить региональную систему здравоохранения. Причем не только материально-технически, но и кадрами. Так что перспективы есть, и неплохие. Семён Морозов info@zwezda.su https://zwezda.su/society/2021/03/mezhdu-martami-god-nazad-permskij-kraj-nachal-zhit-v-osobom-rezhime