Больничный станет дефицитным: переход на прямые выплаты может привести к нехватке средств на ряд пособий

Новости Чусовой

Счетная палата оценила риски предстоящих изменений.

Окончательный переход на прямые выплаты гражданам от Фонда социального страхования (ФСС), запланированный на начало 2021 года, может привести к дефициту средств на выплаты пособий по больничным, а также выплаты, положенные в случае беременности и рождения ребенка. К такому выводу пришла Счетная палата, проанализировав опыт пилотных регионов. Несмотря на то что у новой системы есть существенные преимущества по сравнению с «зачетной», при которой выплаты рассчитывает и начисляет работодатель, ее главным риском остается неустойчивость финансовой системы ФСС, указывают аудиторы. Субъекты столкнутся с необходимостью погасить образовавшиеся задолженности перед работодателями и, скорее всего, лишатся возможности привлекать помощь регионов-доноров, до этого не участвовавших в программе. Например, Москвы и Петербурга. Сложная эпидемиологическая ситуация может усугубить этот эффект, следует из отчета, с которым ознакомились «Известия».

Риск неустойчивости

Счетная палата проанализировала опыт пилотных регионов по переходу с «зачетной» на «прямую» систему начисления социальных выплат (к ним относятся пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также выплаты, положенные в случае получения травм на производстве или при профессиональных заболеваниях). В этом году он вошел в свою завершающую стадию.

«Зачетная» система предполагает, что при наступлении страхового случая начисляет и выплачивает пособие гражданам работодатель. Расходы компенсируются за счет ранее начисленных взносов. Если их оказывается недостаточно, работодатель может обратиться в ФСС с просьбой возместить разницу. В рамках «прямой» системы выплатой пособий будет заниматься напрямую ФСС, без участия компании-работодателя. Это должно снизить нагрузку на последних, сделать процесс начисления выплат более прозрачным и гарантировать гражданам право на их получение.

О переходе было объявлено в 2011 году, сам процесс начался в 2012-м. За это время в пилотном режиме к нему присоединились 77 из 85 субъектов Российской Федерации (по данным на июль 2020-го). Ожидается, что он будет завершен 1 января 2021 года, когда на новую систему работы должны перейти восемь оставшихся регионов, в том числе Москва и Петербург. Также в списке — Краснодарский и Пермский края, Свердловская и Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ.

В преддверии перехода аудиторы Счетной палаты изучили опыт пилотных регионов в 2011–2019 годах, чтобы определить сильные и слабые стороны, а также возникающие в связи с этим возможности и риски (данные отчета есть в распоряжении «Известий»).

К преимуществам новой системы относятся возможность контролировать начисление пособий, отказ от системы взаимозачета между фондом и страхователями и, соответственно, упрощение налоговой отчетности, большая прозрачность процедуры, а также устранение кредиторской задолженности перед работодателями, которая возникала из-за того, что расходы на выплату пособий часто превышали сумму начисленных взносов, считают аудиторы.

В то же время отделения ФСС после перехода могут столкнуться с нехваткой средств на выплату отдельных видов пособий, предупреждают в Счетной палате. Прежде всего речь идет об оформлении временной нетрудоспособности и получении пособий по беременности и родам, а также по уходу за ребенком. На эти выплаты, согласно отчету, приходится большая часть расходов. В 2019 году доля расходов на выплаты пособия по временной нетрудоспособности составила 47,9%.

«Главный <риск> — это финансовая неустойчивость системы обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), то есть образование дефицита средств на покрытие социальных обязательств фонда перед застрахованными лицами», — говорится в документе.

Дефицит идет в рост

Так, в бюджете на 2020 год заложен дефицит по страхованию на случай временной нетрудоспособности и материнства (ВНиМ) в размере 14,4 млрд рублей. Счетная палата оценивает дефицит в 83 млрд рублей. В 2021 году дефицит, по мнению аудиторов, составит более 55 млрд рублей. В документе отмечается, что проблема может обостриться на фоне неблагополучной эпидемиологической ситуации.

«Анализ показал, что в 50 пилотных регионах (85% общего количества пилотных регионов — без учета Республики Крым и Севастополя. — «Известия») финансовый результат исполнения бюджета ФСС в части страхования на случай ВНиМ в первый год реализации пилотного проекта ухудшился», — следует из материалов ведомства.

В частности, почти в шесть раз вырос дефицит бюджета в Мурманской и Костромской областях, в 3,2 раза — в Ульяновской области. В Рязанской и Тульской областях профицит бюджета сменился дефицитом, в некоторых с профицитом он снизился в несколько раз. Стабильными остались результаты в шести из 77 регионов — республиках Адыгея, Чувашия, Калмыкия, Вологодской, Нижегородской и Псковской областях.

Сложности связаны прежде всего с тем, что ранее основная часть нагрузки ложилась на работодателя — если размер пособия превышал объем начисленных в ФСС выплат, компания выплачивала их из собственных средств и затем ждала погашения задолженности от Фонда социального страхования. С переходом на механизм прямых выплат такая возможность исчезнет. Кроме того, одновременно возникнет необходимость погашения образовавшейся ранее кредиторской задолженности перед работодателями.

Дополнительная проблема заключается в самом переходе на электронный документооборот. Так, реализация пилотного проекта напрямую связана с использованием электронных листков временной нетрудоспособности. Однако, как показал проведенный анализ, только 39,6% (10,11 тыс.) медицинских организаций в России выдают листки в электронном формате. Работодателей, использующих систему информационного взаимодействия, где аккумулируется информация о листках, на данный момент не больше 14,8%.

Без доноров

Косвенно подтверждает опасения о возможном дефиците средств принятое ранее правительством решение отложить полный переход до января 2021 года, полагают в Счетной палате. При этом там отмечают, что вопрос недостатка средств особенно остро будет стоять в начале перехода, после чего ситуация стабилизируется — об этом также свидетельствуют данные, полученные из пилотных регионов.

Так, к концу 2019 года в 14 регионах из 33, которые к этому моменту участвовали в проекте дольше трех лет, сложился профицит, в 16 регионах уменьшился объем образовавшегося дефицита. Ухудшилась ситуация в трех субъектах — Новосибирской и Самарской областях, а также в Карачаево-Черкесии. В последней задолженность перед страхователями выросла в два раза, после того как республиканским органам ФСС передали задолженности перед двумя компаниями, переместившимися туда из Ставропольского края.

«В целом ретроспективный анализ финансовой устойчивости ФСС и текущая экономическая ситуация позволяют спрогнозировать дефицит бюджета фонда на 2020–2021 годы. Если эпидемиологическая ситуация будет благоприятной, то с начала 2022 года по страхованию на случай ВНиМ уже будет профицит», — отмечается в отчете.

Ситуация, однако, усугубляется тем, что в большинстве случаев справиться с нехваткой средств удавалось за счет ежегодных отчислений от регионов-доноров, не участвовавших в пилотной программе. Прежде всего за счет бюджетов ФСС Москвы и Петербурга. После того как они присоединятся к переходу, возможность задействовать такие донорские механизмы сильно сократится.

Компенсировать недостаток средств Фонд социального страхования может попытаться за счет менее «проблемного» направления — из резерва по взносам на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Однако тогда возникнут риски уже для этого вида страхования.

Несмотря на то что на этапе окончательного перехода существуют серьезные риски возникновения нештатных ситуаций, в том числе нехватки средств, в целом у перехода больше позитивных аспектов, чем негативных, сходятся и аудиторы, и опрошенные изданием эксперты.

Без альтернатив

С точки зрения эффективности альтернатив новой системе, скорее всего, нет, полагает руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета Константин Ордов. «Прямая» система позволяет обеспечить максимальную адресность социальной помощи в сочетании с автоматизацией самого процесса, что должно повысить эффективность расходования средств. Это особенно актуально, учитывая, что во время кризиса запрос на получение такой помощи растет, а количество свободных средств в бюджете сокращается, указывает он.

Ее главным преимуществом является то, что субъекты-благополучатели (беременные женщины, роженицы и др.) получат выплаты вне зависимости от экономического положения работодателя и того, насколько исправно он платил страховые взносы, согласна Любовь Храпылина, профессор кафедры труда и социальной политики, директор научно-образовательного центра социального развития Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС.

В качестве позитивного примера автоматических адресных выплат Константин Ордов приводит опыт начисления дополнительных детских пособий, опробованный во время пандемии.

В то же время, обращает внимание собеседник издания, фундаментальная смена системы неизбежно влечет дополнительные риски, особенно на первых порах. Усугубляется это тем, что в процессе автоматизации, по его словам, госорганы нередко используют сырые продукты, что оборачивается серьезными негативными последствиями. Поскольку в данном случае речь идет о людях, нуждающихся в помощи, любые заминки могут оказаться весьма болезненными для адресатов. «Поэтому надо десять раз подумать, но если десять раз подумали и поняли, что с точки зрения эффективности альтернативы нет, то надо двигаться в этом направлении. И в этом случае, конечно, все риски лучше знать заранее», — подчеркивает он.

Чтобы сократить риски, которые могут возникнуть в следующем году, в Счетной палате предложили Минфину рассмотреть вопрос о выделении Фонду социального страхования дополнительных федеральных средств, которые позволили бы обеспечить выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с рождением ребенка в 2021 году. Минтруду и другим федеральным органам исполнительной федеральной власти совместно с ФСС предложено проработать вопрос об изменениях в законодательство, которые позволили бы перенаправлять средства между разными видами социального страхования в случае их нехватки по одному из направлений. «Известия» обратились в ведомства с просьбой прокомментировать эти предложения, на момент публикации материала ответ получен не был. Евгения Приемская https://iz.ru/1073691/evgeniia-priemskaia/bolnichnyi-stanet-defitcitnym-perekhod-na-priamye-vyplaty-mozhet-privesti-k-nekhvatke-sredstv-na