Выживут только менеджеры. На кого учиться, чтобы работа сама вас нашла

Новости Лысьва

Российский рынок труда оказался в парадоксальной ситуации: в то время, как вузы изо всех сил готовят юристов, экономистов, психологов и представителей других фундаментальных специальностей, на работе ждут айтишников и менеджеров по продажам.

Айтишникам повезло больше — работодатели охотятся за ними чуть ли не со школьного выпускного, а вот с менеджерами дела обстоят не так хорошо: в вузах их ремеслу не учат, да и идти в такую профессию по собственной воле никто не желает.

Переписывая учебные программы, приглашая на лекции практиков, государственные вузы пытаются подстроиться под реалии бизнеса. Но рынок труда остается лернейской гидрой, у которой на месте отрубленной головы вырастают несколько новых: только вы научились отличать директ от декрета и признали SMM-менеджмент профессией, как она распалась на пять новых.

Свободная каста

Вечный вопрос: на кого пойти учиться, чтобы диплом не стал украшением интерьера, годами собирающим пыль на верхней полке. Начнем сразу со спойлера: в нынешнем технократическом обществе еще долго будут котироваться IT-специалисты: разработчики, программисты, тестировщики, проект-менеджеры. Жесткий дефицит квалифицированных специалистов превратил их подбор в отдельный рынок труда со своей экосистемой. IT-компании начинают подбирать себе сотрудников и обучать их зачастую еще тогда, когда они только сидят на своей первой школьной олимпиаде по математике. «Яндекс» несколько лет за свой счет обучает разработчиков приложений, программистов и дата-сайентистов. В Уральском федеральном университете введение в специальность у первокурсников читают сотрудники федеральных гигантов с местными корнями — Naumen, «СКБ-Контур», JetStyle.

Очередь из работодателей к умному айтишнику выстраивается уже на втором курсе
Очередь из работодателей к умному айтишнику выстраивается уже на втором курсе

По данным портала HH.ru, 38% общего объема вакансий занимают вакансии, связанные с программированием и разработкой. Самые высокие зарплаты по-прежнему у java- и python-разработчиков: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Перми, Самаре и Омске эти специалисты получают от 92 до 138 тысяч рублей в месяц. В Нижнем Новгороде, Челябинске, Уфе и Красноярске зарплата чуть ниже — 57–86 тысяч рублей. Меньше всего зарплата разработчиков Ростова-на-Дону и Волгограда: от 46,8 до 77,7 тысячи рублей.

Еще одна мегавостребованная (по данным HR-компаний) профессия — менеджеры по продажам. И у нее дела откровенно не задались: во-первых, в государственных вузах такой специальности в чистом виде нет, вместо нее фигурирует «торговое дело», по которому стандарты образования были прописаны десять, а то и двадцать лет назад.

Во-вторых, работать менеджером по продажам по-прежнему не престижно — так считают соискатели и их потенциальные партнеры, руководители фирм, наученные горьким опытом нулевых, когда менеджерами представлялись мошенники.

— Рынок труда в нулевых годах испортили менеджеры-«кидалы», которые на бумаге продавали металлопрокат вагонами, а на деле у них не было ничего, кроме подписи на этих бумагах, — объясняет бизнес-тренер по маркетингу и продажам Евгений Продажный. — Репутацию менеджерам до сих пор пытаются вернуть маркетологи, но пока это получается слабо.

Рынок выходит из финансового кризиса 2014–2015 годов, говорят представители сервиса вакансий
Рынок выходит из финансового кризиса 2014–2015 годов, говорят представители сервиса вакансий

Но есть и хорошие новости: менеджером, в отличие от IT, можно устроиться с любым дипломом: если вы умеете продавать, на работу вас возьмут даже с корочками сварщика или учителя биологии. Хорошие специалисты получают зарплату выше рыночной — это не секрет, но отыскать их в кадровом хаосе порой не под силу даже опытным хантерам.

— Это самая популярная позиция, но где брать хороших менеджеров — непонятно, — рассказывает директор HR&Finance Group, хантер с 15-летним стажем Елена Журавлева. — Огромная образовательная машина не сможет быстро перестроиться: стандарты под эту профессию нужно постоянно переписывать, а вузам с их фундаментальным строем и привычкой проводить согласования на разных уровнях — от внутреннего до министерского — делать это тяжело. Нужен прорыв в образовании, но его нет. И неизвестно, когда будет.

Продавать будущие менеджеры учатся или в частных вузах, или на специальных курсах: стоимость тренингов стартует от 15 тысяч рублей.

И есть еще один нюанс: хлеб менеджеров по продажам стали забирать вездесущие айтишники, которые предложили миру автоматизированных помощников. Любая продающая фирма может записать через программу скрипты продаж, программа подключается к сайту, и далее с клиентом общается робот — всё как на «Али Экспресс», где автоматизированные помощники обрабатывают 98% обращений. Но экстренная автоматизация — история пока не про Россию, уверен маркетолог Продажный: ближайшие десять лет менеджеры по продажам по-прежнему будут в цене.

— В России мы по-прежнему покупаем не товар или услугу, а человека: заказчик будет общаться с роботом, но периодически будет обращаться к менеджерам или руководителям — чтобы поболтать или даже успокоиться, — говорит эксперт.

Заводы не отказываются от студентов, но предпочитают доучивать их самостоятельно
Заводы не отказываются от студентов, но предпочитают доучивать их самостоятельно

Дело — труба

От популярных и не пыльных отраслей не отстает и российское производство: заводы сегодня делают всё, чтобы вытащить на новый уровень престиж рабочей профессии. Это видно по инженерным конкурсам (самый раскрученный из них — WorldSkills), где соревнуются ученики колледжей, техникумов и студенты вузов, а также по «Иннопрому» и прочим выставкам, где инновационные станки выставлены в ряд, и любой желающий, в том числе будущий техник или инженер, может узнать, как всё работает.

Заводы предлагают человеческий график и соцпакет с тринадцатой зарплатой, медицинским обслуживанием и прочими плюшками. А если будущий сотрудник недостаточно опытен — обучение. Например, трубный гигант ЧТПЗ фактически построил свою систему инженерного и металлургического образования сразу в двух городах — Первоуральске и Альметьевске. В специальных образовательных центрах, укомплектованных станками, 3D-принтерами и тренажерами, упражняются ученики техникумов и вузов. После таких тренировок они становятся готовыми сотрудниками цехов.

В ЧТПЗ не стесняются хантить специалистов всех возрастов: их отправляют в программу «Стажеры». Большинство участников, по словам представителей завода, остаются работать у них.

— С помощью «Стажеров» мы привлекаем талантливую молодежь, способную принимать инновационные технические решения. Ее участниками становятся студенты старших курсов и выпускники ведущих вузов России, прошедшие серьёзный отбор, — говорит Александр Лужбин, директор по персоналу трубно-магистрального дивизиона Группы ЧТПЗ. — В проекте приняли участие 200 человек, большинство из них, хорошо зарекомендовав себя и раскрыв свой потенциал, остаются работать в компании на позициях инженеров и менеджеров и реализуют прорывные проекты в металлургической отрасли.

Но присматриваться к рабочим профессиям будущие студенты вузов не спешат — об этом говорят данные летнего опроса Министерства просвещения РФ, которое проводилось среди абитуриентов. На первом месте — науки общества: это будущие юристы, социологи, психологи и журналисты.

Июльский опрос Министерства просвещения среди абитуриентов: какую профессию они выбирают?
Июльский опрос Министерства просвещения среди абитуриентов: какую профессию они выбирают?

Мечты абитуриентов разбивает сухая статистика порталов по поиску работы: сегодня проще устроиться таксистом, чем юристом.

— В сфере «Транспорт и автобизнес» количество вакансий за последние годы выросло минимум в два раза. Это связано с появлением мобильных приложений по вызову такси. Любой, у кого есть автомобиль, может зарегистрироваться водителем и работать в удобное время, — объясняет руководитель отдела брендинга и PR портала Зарплата.ру Иван Чирков. — Рынок выходит из финансового кризиса 2014–2015 годов. Возвращаются в прежний темп сферы строительства, логистики, начинают работать новые предприятия, открываются точки общепита.

Стране нужны официанты, строители и водители — вакансий на эти должности в избытке
Стране нужны официанты, строители и водители — вакансий на эти должности в избытке

Если вы не разработчик и не менеджер по продажам, то на первом же после вуза собеседовании столкнетесь с проблемой отсутствия опыта. Даже если повезет устроиться на хорошее место, имея на руках только диплом, зарплата, скорее всего, будет серьезно уступать той, которую вчерашний студент видел в светлых мечтах. Разница между доходом новичков и опытных специалистов особенно заметна в маркетинге, рекламе и PR: по данным Зарплаты.ру, кандидату с опытом готовы платить в среднем 44 тысячи рублей, тогда как начинающему — 28 тысяч. Аналогичная картина в медицине и фармацевтике: 38,5 тысячи рублей — официальная зарплата опытного специалиста против 31,5 тысячи рублей «зеленого». В юриспруденции зарплата сотрудника с опытом — 39,9 тысячи рублей, начинающего — 32,5 тысячи.

Слово «опыт» соискатель и работодатель могут понимать по-разному: если первый воспринимает его как несколько лет работы по специальности, то для второго это больше компетенции, которым молодого сотрудника не обучат в вузе.

— Работодателю нужно, чтобы человек умел работать в команде, управлять проектами, но этому вузы не учат. У нас не учат тайм-менеджменту, ведению переговоров и управлению стрессом, именно эти показатели работодатели называют «опытом», — объясняет HR-эксперт Елена Журавлева.

Кибермир, который мы заслужили

Если мириться с низкой зарплатой молодой специалист не хочет, он может вложиться в свое образование еще раз и пройти курсы повышения квалификации или вовсе сменить профессию — в России последние годы открылось много частных школ, которые учат тому, что действительно нужно рынку сейчас и в будущем.

Эксперты предсказывают дробление профессий в будущем: из одного SMM-менеджера уже сегодня получаются три-четыре полноценных профессии
Эксперты предсказывают дробление профессий в будущем: из одного SMM-менеджера уже сегодня получаются три-четыре полноценных профессии

Эксперты уверены, что в ближайшие годы айтишников и менеджеров потеснит digital: на рекламу в интернете компании уже тратят солидные деньги, и их интересы только растут. Однако специалистов, которые будут качественно выполнять заказы, в агентствах нет: вузы не учат SMM и веб-дизайнеров, поэтому ребята, которые хотят прокачать навыки в этой сфере, либо уезжают за границу, либо тратят деньги на частную школу.

Мария Захарова
Фото: Тимур Шарипкулов / UFA1.RU, Людмила Ковалева / 74.RU, Анна Рыбакова (инфографика), Ольга Бурлакова / NGS.RU, Татьяна Тихонова / 74.RU, Татьяна Фатеева / NGS.RU, Министерство просвещения РФ / Vk.com/minprosvet

Читать далее: https://59.ru/text/education/65686891/?from=leftcolsecond_old