Как в Чусовом делают рессоры для MAN, Volvo и КАМАЗов (даже для победителей ралли «Дакар»). Репортаж с ЧМЗ

Новости предприятий Чусового, Новости Чусовой

Рассказываем и показываем этапы производства в авторессорном цехе.

В этом году на ЧМЗ начали проводить экскурсии. В период сильных ограничений из-за пандемии их, конечно, отменяют. Но в остальное время здесь бывает по три-четыре группы в неделю. На входе всем измеряют температуру, пропускают только в масках и перчатках, объясняют участникам, что нужно соблюдать социальную дистанцию. Приходят не только студенты и школьники, но и те, кто ищет работу и раздумывает, не устроиться ли на завод. Мы также записались на экскурсию и посмотрели, как работает рессорный цех — главное производство завода.

Завод входит в состав ОМК («Объединенной металлургической компании») наряду с другими крупными производителями в сфере металлургии
Завод входит в состав ОМК («Объединенной металлургической компании») наряду с другими крупными производителями в сфере металлургии Фото: Тимофей Калмаков 

Завод в Чусовом появился еще в конце XIX века. В 1879 году его основал князь Сергей Голицын вместе с «Франко-Русским уральским обществом», чтобы производить толстолистовое железо и броневые листы, рессоры и колеса, а также металл для артиллерийских лафетов (опор для орудий). Десятки лет спустя, в 1930-х, здесь получили первый отечественный феррованадий и построили самый современный на тот момент прокатный стан для выпуска рессорных листов. А в 1976 году на заводе появился авторессорный цех. На сегодня основная продукция ЧМЗ — это рессоры, прокат и феррованадий.

Одно из сохранившихся старых зданий на территории завода 
Одно из сохранившихся старых зданий на территории завода Фото: Тимофей Калмаков
Более современные строения
Более современные строения Фото: Тимофей Калмаков

Сегодня ЧМЗ лидирует на рынке рессор в России. Изготовленными здесь рессорами на автомобильных заводах комплектуют «Уралы», КАМАЗы, ГАЗы, НЕФАЗы и другие грузовики, включая иностранные марки — Ford, Volvo, MAN. На спортивных КАМАЗах, многократно побеждавших в ралли «Дакар», также установлены чусовские рессоры.

Заготовки для будущих рессор
Заготовки для будущих рессор Фото: Тимофей Калмаков

Чусовской завод выпускает более 1,5 тысячи типов рессор, до 60 тысяч тонн ежегодно.

Современное рессорное производство делится на участки, в целом здесь работает около 350 человек
Современное рессорное производство делится на участки, в целом здесь работает около 350 человек Фото: Тимофей Калмаков
«Дорожная» разметка — это необходимость: по цеху передвигаются автопогрузчики и другие машины, поэтому для персонала выделены безопасные проходы
«Дорожная» разметка — это необходимость: по цеху передвигаются автопогрузчики и другие машины, поэтому для персонала выделены безопасные проходы Фото: Тимофей Калмаков
Схема участка: в начале смены мастер расставляет магнитные карточки сотрудников на определенные рабочие места. Заходя в цех, человек сразу понимает, куда его определили 
Схема участка: в начале смены мастер расставляет магнитные карточки сотрудников на определенные рабочие места. Заходя в цех, человек сразу понимает, куда его определили Фото: Тимофей Калмаков

Все рессорные листы проходят термическую обработку. В печи заготовка нагревается до 900 градусов. Затем будущая рессора попадает в гибозакалочный барабан — из названия понятно, что здесь загибают и закаливают детали. После этого приходит черед отпускной печи.

Нагретая в печи металлическая заготовка перед прокатом 
Нагретая в печи металлическая заготовка перед прокатом Фото: Алексей Казаковцев / ЧМЗ
Роботы прокатывают рессорную полосу, придавая ей форму и нужные параметры: ширину, длину и толщину
Роботы прокатывают рессорную полосу, придавая ей форму и нужные параметры: ширину, длину и толщину Фото: Алексей Казаковцев / ЧМЗ
Рессорные листы с завитым «ушком» готовы к закалке в термолинии
Рессорные листы с завитым «ушком» готовы к закалке в термолинии Фото: Алексей Казаковцев / ЧМЗ

В цехе работает термическая линия 1973 года: на заводе говорят, что она находится в отличном состоянии. Но есть и современная линия, одно из главных отличий которой — манипуляторы на гибозакалочном барабане. Автомат выполняет тяжелые монотонные операции за человека: не нужно находиться рядом и поправлять заготовки при высокой температуре. Поэтому здесь работает один термист, который только следит за работой оборудования.

Термист-рессорщик в определенном порядке укладывает прямые рессорные заготовки в нагревательную печь на термической линии 1973 года
Термист-рессорщик в определенном порядке укладывает прямые рессорные заготовки в нагревательную печь на термической линии 1973 года Фото: Тимофей Калмаков
Здесь работают термисты третьего и четвертого разрядов
Здесь работают термисты третьего и четвертого разрядов Фото: Алексей Казаковцев / ЧМЗ
Современная термическая линия
Современная термическая линия Фото: Тимофей Калмаков
Тяжелые рессоры складывают на палеты с помощью манипуляторов
Тяжелые рессоры складывают на палеты с помощью манипуляторов Фото: Алексей Казаковцев / ЧМЗ
Так перевозят заготовки и готовые рессоры 
Так перевозят заготовки и готовые рессоры Фото: Алексей Казаковцев / ЧМЗ

После термообработки рессорные листы отправляются под душ. Их охлаждают водой в душирующей камере. А затем помещают в дробеметную установку. Дробь с большой скоростью «обстреливает» поверхность заготовки, сбивая окалину и упрочняя деталь. После этого рессоры сортируют, смазывают и окрашивают.

Через дробемет проходят все рессоры
Через дробемет проходят все рессоры Фото: Алексей Казаковцев / ЧМЗ
Слева — рессорные листы до дробемета, справа — после него
Слева — рессорные листы до дробемета, справа — после него Фото: Алексей Казаковцев / ЧМЗ
Сборка уже обработанных на дробеметной машине листов в рессору
Сборка уже обработанных на дробеметной машине листов в рессору Фото: Алексей Казаковцев / ЧМЗ

Существует несколько вариантов окрашивания рессор. На ЧМЗ используют методы окунания в специальную ванну, катафореза (с помощью установленных в камере электродов) и с помощью пульверизатора. При первом методе на листы сначала наносят графитовую смазку, для катафореза этого не требуется.

На заднем плане — камера окраски
На заднем плане — камера окраски Фото: Тимофей Калмаков
Пульверизатором наносят финишную краску<br>
Пульверизатором наносят финишную краску
Фото: Алексей Казаковцев / ЧМЗ

Готовые рессоры проходят проверку и испытания. Химические и физические свойства проверяют в каждой партии выборочно. Одно из самых важных качеств рессоры — стойкость, способность выдерживать большую нагрузку. Чтобы выяснить максимально допустимую нагрузку, рессоры помещают под пресс испытательной машины.

Рессоры проверяют на прочность под прессом сервогидравлической испытательной машины 
Рессоры проверяют на прочность под прессом сервогидравлической испытательной машины Фото: Алексей Казаковцев / ЧМЗ

Продукция проходит через семь ворот качества: на каждом этапе ее проверяют контролеры ОТК.

Сверка параметров
Сверка параметров Фото: Алексей Казаковцев / ЧМЗ
Детали должны соответствовать нормативам по всем пунктам
Детали должны соответствовать нормативам по всем пунктам Фото: Алексей Казаковцев / ЧМЗ
После всех проверок рессоры готовы к отправке на склад
После всех проверок рессоры готовы к отправке на склад Фото: Тимофей Калмаков
Современный склад готовой продукции появился на ЧМЗ год назад. Все рессоры заносят в базу, чтобы их было легче найти
Современный склад готовой продукции появился на ЧМЗ год назад. Все рессоры заносят в базу, чтобы их было легче найти Фото: Тимофей Калмаков
Водитель погрузчика, ориентируясь на карточку заказа, подъезжает к нужному стенду и забирает рессоры
Водитель погрузчика, ориентируясь на карточку заказа, подъезжает к нужному стенду и забирает рессоры Фото: Тимофей Калмаков

Выпускаемые рессоры серьезно отличаются по весу. Самая легкая — 1,5 килограмма, она предназначена для кабины КАМАЗа. Тяжелыми — от 350 килограммов и больше — комплектуют российские и иностранные грузовики.

Чусовские рессоры под брендом Springer используют в иностранных автомобилях
Чусовские рессоры под брендом Springer используют в иностранных автомобилях Фото: Тимофей Калмаков
Небольшая выставка у входа в рабочую зону рессорного производства демонстрирует отличия между рессорами для разных марок авто
Небольшая выставка у входа в рабочую зону рессорного производства демонстрирует отличия между рессорами для разных марок авто Фото: Тимофей Калмаков

Как рассказали на ЧМЗ, сегодня завод реализует большую инвестиционную программу по модернизации производства. Полным ходом идет обновление в прокатном цехе. Старое оборудование заменит современный сортопрокатный стан, изготовленный итальянской компанией Danieli.

Памятник заводчанам неподалеку от проходных ЧМЗ 
Памятник заводчанам неподалеку от проходных ЧМЗ Фото: Тимофей Калмаков

Ранее мы рассказывали, как производят эмалированную посуду и плиты в Лысьве, а также столовые приборы в Нытве. Публиковали репортаж о производстве металла и заготовок из него на «Мотовилихинских заводах». https://59.ru/text/business/69491227/