Роль органов прокуратуры Российской Федерации в противодействии экстремизму

Новости, Новости Чусовой

Органы прокуратуры, осуществляя надзор за исполнением законодательства, обеспечивают устойчивое функционирование общественных институтов, стабильность социальных связей и, прежде всего, обеспечивают укрепление законности и правопорядка, создают условия для поддержания общественной безопасности.

Одним из актуальных направлений деятельности органов прокуратуры в настоящее время является противодействие экстремизму и профилактика правонарушений экстремисткой направленности как факторам, представляющим реальную угрозу интересам отдельной личности, общества и государства.

Экстремизм как негативное социальное явление заключается в приверженности к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, и может выражаться, в частности, в возбуждении социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, или, например, в использовании нацистской атрибутики или символики.

Экстремистская деятельность создает реальную угрозу жизнедеятельности государства, посягает на конституционные права и свободы граждан, общественную безопасность и общественный порядок.

В настоящий момент в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Действующим законодательством органы прокуратуры и их должностные лица наделены широким спектром властных полномочий, направленных на противодействие экстремизму и предупреждение правонарушений экстремисткой направленности.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности.

Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов экстремизма прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений.

В случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления прокурора.

Решение суда о приостановлении деятельности организации в связи с обращением надзирающего прокурора в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность является основанием для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

В случае обнаружения в сети «Интернет» информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности, прокуроры направляют требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

Подводя итог, отметим, что органы прокуратуры являются центральным звеном в публичной системе противодействия экстремистской деятельности. Реализуя предоставленные законом властные полномочия, органы прокуратуры осуществляют эффективную защиту частно-правовых и публично-правовых интересов от пагубного воздействия экстремистских проявлений.

О.Д.  Газизулина, и.о.заместителя городского прокурора юрист 1 класса