Журнал дежурств чусовского колбасного цеха как колыбель советской военной прозы

Новости Чусовой

В Прикамье отметили семьдесят лет со дня начала литературного творчества Виктора Астафьева.

Семидесятилетию его первого рассказа «Гражданский человек» были посвящены XVIII Малые Астафьевские чтения, прошедшие в Чусовом. Литературный дебют молодого инвалида войны состоялся в газете «Чусовской рабочий» в феврале – марте 1951 года. Дебютанта, кстати, заметила, оценила и поддержала «Звезда».

Мыслями всегда в тылу

Сколько существует литература, столько же писатели пишут о войне. Вершинами военной прозы признаны «Война и мир» Льва Толстого и «Прощай, оружие» Эрнеста Хемингуэя. Литературное Прикамье не оставалось в стороне: достаточно назвать повесть Роберта Белова «Я бросаю оружие» и – «Гражданского человека» («Сибиряка») Виктора Астафьева, появление которого свидетельствовало о новом понимании темы войны в отечественной и мировой литературе.

Предыстория появления этого рассказа описывалась не раз, но от этого его судьба не становится менее удивительной. 1 декабря 1950 года на первом заседании литературного кружка при газете «Чусовской рабочий» собрались несколько десятков энтузиастов: металлурги, железнодорожники, ИТР, многие – в недавнем прошлом фронтовики… Виктор Астафьев был в ударе: заявив о несогласии с описанным в рассказе Ивана Реутова «Встреча», вынесенном на обсуждение, он обязался написать о войне «совсем не так», как у земляка, и не так, как разглагольствовали в речах с высоких трибун…

Сказано – сделано: в ту же ночь, не дожидаясь следующей встречи кружковцев в редакции, он создал своего первенца – рассказ «Гражданский человек». Написал он его прямо в журнал дежурств колбасного завода (иной бумаги не было, а эмоций – через край), где подрабатывал ночным вахтером. Так среди учетных данных о поступлении говяжьих и свиных туш появилась первая астафьевская «затесь», как потом назывались образцы его прозы… Понятно, что поутру начальник цеха не был согласен с этой астафьевской сентенцией, но больше всего – с порчей журнала!..

Так или иначе, а 15 декабря на втором заседании литературного кружка Астафьев с успехом отчитался о выполнении своего обязательства, прочитав свой первый рассказ перед общественностью. Без малого три месяца спустя дебют высоко оценил и сам учредитель литературного кружка – газета «Чусовской рабочий», которая напечатала его в семи своих номерах: с 25 февраля по 13 марта 1951 года.

Яркие оценки давали и сами читатели: когда публикация рассказа по «техническим причинам» вдруг прекратилась на самой ее середине, чусовляне стали волноваться и звонить в редакцию, требуя продолжения. Рядовые читатели почувствовали и оценили в этом образчике прозы главное: человек, где бы ни воевал, сколько бы ни исходил фронтовых дорог и ни прополз траншей, в душе остается мирной личностью и думами устремляется к дому, к своим родным и близким, жаждет любви и счастья под бестревожным небом.

Эту мысль уловили и блестяще отобразили актеры молодежного театра «Доминанта» (Губаха), представившие ныне в Чусовом спектакль по другой ранней повести Астафьева «Звездопад» (12+).

«Мы сохраним себя»

До выхода рассказа уже под книжным переплетом прошло еще целых девять лет. После открытия нового автора «Чусовским рабочим» последовал «Матвей» в областной газете «Звезда», затем публикация в альманахе Союза писателей «Прикамье», и лишь в 1959 году первый астафьевский рассказ был издан отдельной книгой в Пермском книжном издательстве в серии «Рассказы о советских людях» под названием «Сибиряк».

Примечательно, что публикация отдельной книгой «Гражданского человека» («Сибиряка») случилась аж через год после принятия Астафьева в Союз писателей и выхода других его ранних книг: «До будущей весны» и романа «Тают снега».

«Давайте спасем всё! – писал в 2014 году на адрес литературного музея В.П. Астафьева в Чусовом критик и писатель Валентин Курбатов (которого не стало 6 марта сего года – авт.). – И мы увидим, что малая Тимониха Василия Белова, малая Овсянка Виктора Астафьева, Бобришный угор Александра Яшина, малая Веркола Фёдора Абрамова и Сростки Василия Шукшина – это и есть мы, наше крово­обращение, наша духовная генетика.

И в этом ряду малый чусовской музей Астафьева на ул. Фрунзе, в котором в гибельной тесноте вахтерки колбасного цеха, спасавшего Чусовой от голода, был в одну ночь рожден первый рассказ, повернувший историю Великой Отечественной в человеческую сторону и ставший основой для рождения правды Юрия Бондарева, Владимира Богомолова, Константина Воробьёва, Вячеслава Кондратьева, Василя Быкова, – может быть, самое дорогое детище нашей культуры, а вахтерский журнал, в котором был написан «Гражданский человек», – колыбель всей великой прозы войны.

<…> Мы сохраним себя, покажем миру, как мы научились видеть и понимать главные вехи своей истории… А это сегодня, может быть, самое важное при всех вызовах мира. Слава богу, русская и советская классика не изменяет нам в трудный час и встает рядом. Сохранение лучшего в культуре есть сегодня высшее сопротивление агрессивности и доказательство нашей духовной зрелости».

Малые Астафьевские чтения традиционно проводятся с 2004 года. Владимир Маслянка. https://zwezda.su/culture/2021/05/zhurnal-dezhurstv-chusovskogo-kolbasnogo-cena-kak-kolybel-sovetskoj-voennoj-prozy