Прокуратура Российской Федерации: понятие, цели, функции и полномочия

Новости, Новости Чусовой

Необходимо отметить, что 12 января 1722 года (в настоящее время – 23.01.1722) в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату учреждена Российская прокуратура. Из названного Именного Высочайшего Указа следует: «Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору (в настоящее время – Генеральный прокурор Российской Федерации)».

При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «Уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Чтобы понять, что такое прокуратура Российской Федерации в современной Российской Федерации необходимо обратиться к ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 2202-1), согласно которой прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Из смысла ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 2202-1 следует, что целями деятельности прокуратуры Российской Федерации являются:

  • обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита законных интересов общества и государства.

В соответствии с содержанием ст. 1 Федерального закона № 2202-1 необходимо отметить 5 основных функций, выполняемых прокуратурой Российской Федерации, а именно:

  • надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • участие в рассмотрении дел судами;
  • участие в правотворческой деятельности.

Некоторые источники к 5 основным функциям, выполняемы прокуратурой Российской Федерации, относят также функцию, связанную с рассмотрением и разрешением заявлений, жалоб и иных обращений, которая закреплена в ст. 10 Федерального закона № 2202-1.

Необходимо раскрыть понятия функций, осуществляемых прокуратурой Российской Федерации.

Так, надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина — это деятельность, направленная на обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, закона, в том числе в деятельности предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, а также законности принимаемых ими решений, осуществляемая путем выявления нарушений закона, их устранения и принятия мер для привлечения к установленной ответственности лиц, виновных в допущении нарушений.

Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, по смыслу ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации представляет из себя надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия на досудебной стадии производства по уголовным делам, а также процессуальную деятельность, направленную на изобличение лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, и назначение им справедливого наказания в ходе судебного производства по уголовным делам.

Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью — это деятельность, направленная на объединение усилий правоохранительных органов на снижение, профилактику и устранение преступности, осуществляемая путем организации обмена опытом борьбы с преступностью, выявления оптимальных и эффективных средств борьбы с преступностью.

Участие в рассмотрении дел судами — это деятельность в уголовном, гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве, призванная

обеспечивать соблюдение закона, прав и свобод граждан, осуществляемая путем поддержания государственного обвинения в уголовном судопроизводстве, а также участия в гражданском, административном или арбитражном процессе в качестве истца или с целью дачи заключения, за исключением арбитражного процесса, по отдельным категориям дел, например,  в соответствии с ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

Участие в правотворческой деятельности — это деятельность, направленная на совершенствование законодательства, осуществляемая путем разработки предложений об изменении, дополнении, отмене законов и иных нормативно-правовых актов.

С целью эффективного выполнения вышеперечисленных функций прокурорским работникам представлен ряд полномочий, который регламентирован ст.ст. 22, 27, 30, 33, 47 Федерального закона № 2202-1, а также иными нормативными правовыми актами, например Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Так, в качестве примера необходимо отметить следующие полномочия:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • по основаниям, установленным законом, возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушения закона;
  • освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  •   опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносить представление об устранении нарушений закона.

В качестве заключения необходимо отметить, что прокуратура Российской Федерации призвана обеспечивать соблюдение законности в разных сферах жизнедеятельности государства, общества и граждан.

За время своего существования прокуратура Российской Федерации прошла длительный путь, в ходе которого продемонстрировала эффективность и оправданность своей деятельности.

Прокуратура Российской Федерации — важная составная часть правоохранительной системы государства, деятельность которой направлена на охрану законности как необходимого условия реализации законных прав и интересов человека и гражданина, общества и государства.

Ни одно современное государство не может позволить себе обходиться без той или иной модели прокуратуры как важного элемента системы противовесов в структуре власти.

И.о. заместителя городского прокурора юрист 1 класса О.Д. Газизулина