Из бизнесменов – в самозанятые

Новости Чусовой

Показатели прикамского бизнеса продолжают ухудшаться. Индикаторы официальной статистики выглядят крайне печально. В этой ситуации многие представители пермского малого и среднего бизнеса начинают перерегистрироваться как самозанятые – в первую очередь с целью снизить налоги.

На состоявшемся в начале сентября XI краевом форуме «Дни пермского бизнеса» основной стала тема выхода регионального малого и среднего предпринимательства из глубокого кризиса, в котором коммерсанты оказались в этом году. Самоизолированный прикамский бизнес показал катастрофическое падение ключевых показателей своей деятельности. Прибыль по сравнению с первой половиной прошлого года упала на 61,5%. Среди наиболее убыточных отраслей – общепит, гостиницы, обрабатывающая промышленность, сфера туризма и развлечений.

По данным Агентства по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края, сегодня на территории региона работают около 100 тыс. субъектов МСП. В них занята почти половина всех работающих жителей Прикамья. Только в этом году в качестве самозанятых зарегистрировались более 15 тыс. человек. Эту статистику привели на одной из площадок форума.

Значительная часть плательщиков налога на профессиональный доход – бывшие предприниматели, которые после ослабления ограничительных мер из-за пандемии COVID-19 вынуждены искать новые ниши в деловой жизни.

Со своей стороны Пермьстат обозначил весьма безрадостную картину положения хозяйствующих субъектов, работающих на территории Прикамья.

Финансовые результаты коммерческих организаций Пермского края за первое полугодие 2020 года таковы: с прибылью его завершили 63,2% организаций. Суммарно они заработали 68 млрд рублей, что на 61,5% меньше прибыли за первое полугодие 2019 года (тогда коммерческие организации заработали 176,6 млрд рублей). Сократилась и прибыль промышленных предприятий. За январь – июнь 2020-го они заработали 57,1 млрд рублей, что на 65,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, фиксируют аналитики службы госстатистики.

Это же ведомство подводит неутешительный итог функционирования пермской экономики в первой половине 2020 года. С убытком первое полугодие завершили 36,8% коммерческих организаций. При этом сумма убытка нерентабельных организаций по сравнению с первым полугодием 2019 года выросла с 7,2 до 18,3 млрд рублей.

Результатом налоговой политики властей (отмена ЕНВД и прочее), ограничительных мер из-за коронавируса, ухудшения инвестиционного и делового климата стало то, что пермский бизнес начинает уходить – перерегистрироваться в соседних регионах. Еще часть пермских бизнесменов переходит в когорту самозанятых…

Самозанятые в период пандемии смогли уже на старте воспользоваться поддержкой властей. ФНС вернула им налог, уплаченный за 2019 год (всего 1,5 млрд рублей в масштабах страны), а также предложила налоговый капитал в объеме минимального размера оплаты труда (12 130 рублей), который можно использовать для оплаты налога до конца 2020 года.

Налоговое администрирование предельно простое. Ставка для тех, кто оказывает услуги гражданам, – 4%, компаниям – 6%. Годовой доход от работы на себя не должен превышать 2,4 млн рублей.

Упрощенные налоговые режимы не дают таких возможностей предпринимателям. Единственное сходство – это, пожалуй, минимальная первичная отчетность. Но и здесь налог для самозанятых легче для исчисления и оплаты. В большинстве случаев доход аккумулируется на одном счете. С него по итогам отчетного периода и происходит перевод денег в казну. Максимально прозрачно и просто. Но, что важно, из-за пандемии на НПД стали переходить ИП, ведь при самозанятости, в отличие от других режимов налогообложения, налог нужно платить только при получении дохода. Если дохода нет, то и платы нет, констатирует пермский аудитор Алла Еременко.

Появились и оптимизационные схемы, чтобы сократить расходы в малом и среднем бизнесе. Есть предприниматели, которые переводят сотрудников в «самозанятые», чтобы не платить за них 13% подоходного налога и 30% взносов во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ).

В период экономической турбулентности это один из вариантов сохранить производства, а значит, и рабочие места – пусть и в усеченном виде. Большая часть самозанятых – это ИТ-специалисты, репетиторы, фотографы, продавцы изделий ручной работы, маркетологи, организаторы праздников, журналисты, копирайтеры и т. п. При этом появился отдельный сегмент самозанятых – профессиональные рантье.

В тучные годы многие пермяки обзавелись так называемой «инвестиционной недвижимостью»: квартирами, домами, дачными участками, приобретенными не для личного проживания, а для сдачи в аренду. До недавнего времени больше половины такой собственности сдавалось внаем с использованием «серых схем» и не отражалось в налоговых декларациях владельцев недвижимости.

Теперь же деньги от сдачи в аренду недвижимого имущества можно легализовать в качестве самозанятого. Главное, чтобы совокупный объем годовой выручки не превышал 2,4 млн рублей.

Перетечет ли малый и средний бизнес в новую налоговую лакуну, пока неизвестно. Большинство опрошенных «Капиталом-Weekly» экспертов считают это вполне вероятным в нынешних условиях. Повлиять на этот процесс может лишь изменение налоговой политики в отношении самозанятых, а здесь предсказывать что-либо трудно. Никита Ставцев https://zwezda.su/economy/20201/04/iz-biznesmenov-v-samozanyatye