Кто и сколько платил за обучение на самоизоляции?

Новости

Служба исследований hh.ru провела опрос соискателей Приволжского федерального округа (в том числе, жителей Пермского края) и выяснила, что 54% из них прошли дополнительное обучение во время самоизоляции (по России в целом – 55%). Большинство из них – 76% – отдали предпочтение бесплатным образовательным программам (по России в целом – 74%).

«Бесплатные курсы ожидаемо оказались наиболее популярными и у удаленных сотрудников, и у тех, кто продолжал трудиться на рабочих местах, и у безработных. Важно, что таких вариантов для обучения в пандемию стало довольно много, например, появился проект «Интернет-Колледж» от компании SkillFactory при поддержке Вконтакте и hh.ru, где все желающие совершенно бесплатно могут обучиться основам цифровых профессий – верстальщик, SMM-менеджер, менеджер по продажам, копирайтер, веб-дизайнер», – рассказывает Анна Осипова, руководитель пресс-службы hh.ru Урал.

Самостоятельно оплачивали дополнительное обучение в период самоизоляции только 34% жителей ПФО, кроме того, 5% учились за счет работодателя. Для сравнения: по стране в целом за свой счет учились 38% респондентов, за счет компании – 3%. Любопытно, что среди соискателей с опытом работы более шести лет доля тех, кто оплатил обучение сам, выше, чем среди всех остальных – 43%. За счет работодателя чаще обучались респонденты со стажем от года до трех лет и от трех до шести – 36% и 35% соответственно. 

Треть из тех, что самостоятельно платили за обучение, потратили на это от 5 000 до 15 000 рублей, еще четверть – не более 5 000 рублей. Интересно, что 3% респондентов потратили на самообразование в изоляции свыше 100 000 рублей. 

Среди россиян, работавших удаленно, самообразованием занимались 63% респондентов, а вот у тех, кто продолжил трудиться на привычных рабочих местах, такое времяпрепровождение оказалось менее популярным – из них лишь 44% прошли дополнительное обучение. Среди не трудоустроенных респондентов самообразованием в период ограничений занимался каждый второй (54%). Наиболее востребованным дополнительное обучение оказалось у соискателей в возрасте до 30 лет, наименее – у респондентов старше 45 лет (46%).

Чаще других самообразованием занимались представители профессиональных сфер «Маркетинг, реклама, PR» (78%), «ИТ, интернет, телеком» (74%), «Искусство, развлечения, масс-медиа» (69%), «Топ-менеджмент» (68%), «Управление персоналом, тренинги» (68%).

Среди всего многообразия дополнительного образования жители Приволжского федерального округа отдавали предпочтение повышению квалификации или получению смежной профессии (36%) и личностному развитию (33%). Кроме того, 17% респондентов проходили языковые курсы, 16% — краткосрочные курсы по новой профессии, 15% занимались бизнес-образованием.  

На вопрос о цели самообразования в период самоизоляции респонденты отвечали, что их интересуют личностный рост и расширение кругозора (57%), освоение новых компетенций или новой профессии (46%), развитие и актуализация существующих профессиональных знаний и навыков (42%), расширение междисциплинарных знаний и навыков, смежных с текущей профессией (36%), а также полезные знакомства (6%).

«Среди соискателей в возрасте до 25 лет особенно популярным было обучение, связанное с личностным ростом и расширением кругозора, а вот те, кому от 25 до 30 лет, в основном предпочитали получать новые профессиональные компетенции. Большинство соискателей старше 45 лет развивали и расширяли уже существующие знания и навыки», – добавляет Анна Осипова.

34% респондентов, проходивших обучение, сообщили, что определенных ожиданий у них нет – это просто инвестиция в будущее. Еще 33% рассчитывают, что дополнительное образование приведет к увеличению дохода, а 27% надеются сменить место работы.

«58% жителей ПФО из тех, что занимались самообразованием в изоляции, сообщили, что обучались самостоятельно, при помощи книг и лекций. 46% использовали уже готовые образовательные программы, обучающие курсы и марафоны. 6% занимались с репетиторами и наставниками», – рассказала Анна Осипова.

Среди тех, кто не занимался самообразованием в период изоляции, две трети задумывались об этом, но отказались. Самая распространенная причина – отсутствие денег, ее назвали 54% тех, кто не занимался дополнительным обучением, но хотел бы. На втором месте оказалась нехватка времени, так как «навалилось очень много обязанностей» (34%), на третьем – недоступность интересующих курсов в период пандемии (18%). Кроме того, 10% отказались от самообразования из-за хронического стресса (этот ответ чаще выбирали женщины), а 8% — из-за лени (этот вариант чаще встречался у мужчин).

Анна Осипова, руководитель пресс-службы HeadHunter Урал hh.ru