Школьники из Чусового забросили гаджеты, чтобы изучать природу родного края

Новости, Новости Чусовой

В образовательном экологическом парке «Сойтын» дети круглый год исследуют реки и леса, наблюдают за погодой и выращивают урожай. От желающих попасть на экскурсии нет отбоя. 

Как оторвать современных детей и подростков от планшетов со смартфонами и с головой увлечь природой родного края знает хрупкая девушка из города Чусового Роза Аристова. Она работает в местном Центре детского творчества «Ровесник», который серьезно занимается исследовательской деятельностью. Здесь даже создали «Станцию юных натуралистов», но вот каких-то опытных вещей было мало. И Роза поняла — детям нужна практика, такая, чтобы все по-настоящему: и метеорологом побыть, и пасечником, самому вырастить огромный арбуз и научиться отличать деревья друг от друга даже зимой, когда на них ни единого листочка. Как и почему все получилось, что теперь от желающих попасть на экскурсию в экопарк «Сойтын» отбоя нет, рассказала сама Роза Аристова порталу «Открытые НКО»

Идею своего проекта я вынашивала года два. Я действительно постоянно ходила и думала, что значимое я могу сделать. Я хотела, чтобы ребята в рамках наших занятий могли не просто слушать, но и смотреть, трогать, делать своими руками и, тем самым, узнавать что-то новое. Исследовательской деятельностью обычно охвачены ребята старшего возраста, а мне хотелось привлечь и маленьких детей тоже. Ведь воспитывать экологическую сознательность в ребенке нужно с ранних лет. Он должен понимать, что нельзя рвать цветы, сорить, где попало, вредить природе – такие обычные, казалось бы, правила поведения.

Как-то в интернете я наткнулась на проект агропарка и подумала, а почему бы не сделать парк экологический? Я сразу же начала продумывать, что мы можем воплотить на территории нашего учреждения, и решила создать несколько модульных площадок. Это заняло время, но все получилось. Мы приняли участие в конкурсе «ОМК-Партнерство», выиграли в нем и получили грант от Объединенной металлургической компании на развитие проекта.

Парк наш получился великолепным. В нем есть площадка – «Река». У нас в регионе протекает крупная река Чусовая, а также много маленьких рек, поэтому мы считаем актуальным и важным говорить с детьми о том, что реки нужно беречь.

Следующий модуль – «Метеостанция». Когда-то в городе у нас была своя метеостанция, потом ее закрыли, но наблюдения за погодой все же остаются актуальными. У нас на площадке стоят настоящие приборы — это не просто детские игрушки, а реальное оборудование метеорологов. Помимо этого, на открытие парка бывшие сотрудники метеостанции подарили нам приборы, которые остались у них. Да, они списанные, но они отлично работают. Еще нам достались старые огромные атласы, у которых есть своя история. Именно такие вещи и являются нашей гордостью, мы их очень ценим.

Следующий модуль – «Систематика». Мы работаем с вузами, и один из преподавателей нам сказал, что дети, поступающие на биологический факультет, очень плохо разбираются в систематике растений. В школе, к сожалению, на это мало обращают внимания, программа в себя все вместить просто не может. И мы решили создать систематический отдел, где знакомим ребят с разными видами растений и деревьев.

Еще одна очень интересная площадка – «Пасека». Тут у нас тоже все настоящее: ульи, оборудование, все устройства, кроме одного – пчел. Мы не разводим настоящих пчел, потому что у ребенка может быть аллергия, это очень опасно. Вместо живых насекомых у нас – пчелиный мор. После зимы нам с пасеки отдают погибших пчел, чтобы дети смогли узнать, как они утроены. Кстати, часть оборудования я забрала из дома – мой папа всю жизнь занимался пчеловодством.

Следующий модуль – «Лес». Мы живем в крае, где очень много лесов. Сейчас эта тема тоже очень актуальна – немало разговоров об их вырубке и пожарах. Лес имеет для нас огромное значение, но многие ребята, к сожалению, мало знают о нем. Мы решили сделать зону, где будем рассказывать об особенностях разных типов деревьев: как они растут, как выглядят. Тут мы проводим исследования и даже используем профессиональные приборы для этого. Благодаря сотрудничеству с нашим лесничеством эта работа стала еще более плодотворной.

Еще один блок – «Теплица», где в прошлом году мы даже вырастили арбузы и дыни. Удивительно, ведь лето было очень холодное и дождливое, но у нас все получилось, а дети были в восторге. Также у нас есть две учебные зоны: кабинет и беседки на открытом воздухе. Вообще мы работаем круглый год, зимой действует все, кроме систематической зоны. Например, часть пасеки мы переносим в здание, ну а с лесом и так все понятно – зимой он никуда не исчезает. Даже наоборот – детям еще интереснее изучать деревья без листьев, ведь это гораздо сложнее.

У нас не так много педагогов, поэтому мы проводим экскурсии и мероприятия по предварительной записи. К нам ходят дети разных возрастов, но особенно нравится парк дошкольникам.

В наших планах расширять и дополнять проект. В этом году, конечно, нам очень помешал коронавирус, но мы не отчаиваемся, верим, что все получится. Например, мы планируем сделать фигурки зверей в модуле «Лес». Хотим, чтобы ребята изучали и животных тоже, понимали, как они выглядят, какого размера. Также будем разрабатывать познавательные игры для маленьких детей. И еще очень хотим организовать лабораторию. Уже общаемся с разными вузами и надеемся, что у нас получится это сделать.

Результаты нашего проекта отсроченные. Но, знаете, мне кажется, что в нашем городе уже стало чище. Я не говорю, что это лишь наша заслуга. Но совместными усилиями администрации города, школ, нашей станции, некоммерческих организаций, социально ориентированного бизнеса мы понемногу приближаемся к цели. Такая планомерная деятельность по экологическому образованию просто не может не дать результат.

Выпускающий редактор портала «Открытые НКО» Виктория Савицкая www.dobro.live