Какие перемены нужны прикамской медицине и нужны ли они сегодня?

Новости Лысьва

Мы провели аудит тех проектов и решений, которые проводило и принимало в последние три года министерство здравоохранения Пермского края.

Министерство здравоохранения Пермского края регулярно рапортует о позитивных изменениях, увеличении расходов на здравоохранение и новых проектах по улучшению качества жизни. Однако все те положительные изменения, которые регулярно анонсируются в СМИ, уже третий год сопровождаются шквалом негатива.

Оптимизация больниц

Самый первый проект, с которого и стартовала реформа отрасли, — объединение больниц, в народе называемое оптимизацией. Проект начался даже не три, а пять лет назад, но пик его пришелся на 2017—2019 годы, когда в Пермском крае начали объединяться больницы не только в одной территории, а сразу в нескольких. В итоге за эти годы количество государственных медучреждений сократилось на 36%, до 126 больниц.

Показательным в этом плане стало объединение медучреждений в Кизеловском угольном бассейне. Медорганизации объединяли не только по территориальному принципу, но и по профилю. Так, например, произошло с психиатрическими больницами Прикамья, которые присоединили к краевой психиатрической больнице, — реорганизация завершилась 31 декабря 2019 года. Логику, которую долгие годы пациенты и врачи искали в объединении больниц, так никто и не нашел. Впрочем, как и выгоду, ради которой всё это изначально затевалось. В итоге проект, который должен был стать прорывным и вывести пермскую медицину на качественно новый уровень благодаря маршрутизации пациентов, решению кадровых проблем в отрасли, экономии расходов и строительству новых ФАПов, таковым не стал.

С каждым годом реформа по объединению больниц показывала свою несостоятельность. До сих пор не решены вопросы с транспортным обеспечением пациентов, новые ФАПы не оснащены оборудованием, не укомплектованы медицинскими работниками.

Кадровый вопрос

Реформа по оптимизации привела к массовой убыли врачей в территориях. Медицинские работники, оставшись с небольшими объемами работы и, соответственно, невысокими зарплатами, начали увольняться. Поэтому вопрос привлечения кадров стал самым острым за последние три года. Многочисленные программы по привлечению не только врачей, но и фельдшеров не смогли решить эти проблемы.

Только в 2017 году специалистов потеряли 28 территорий Прикамья. Но с врачами ситуация не столь катастрофична, как со средним медперсоналом. Только в 2017 году уволились 503 медработника из 42 территорий региона. В Березниках ушли 134 человека, в Кудымкаре — 67, в Лысьве — 56, в Чайковском — 53, в Кунгуре — 36, в Красновишерске — 20.

При этом в отдаленных территориях люди всё чаще попадают на прием не к врачам, а к среднему медперсоналу. Например, за один год количество таких посещений выросло на 4,2%.

— Нужно спрашивать в первую очередь у самих врачей. То, что фиксируем мы — число жалоб и обращений от врачей, — не изменилось. Из года в год примерно одни и те же цифры. Реформа здравоохранения на это никак не повлияла. Можно сказать, что реформирование в медицине не заканчивалось, к нему все как-то привыкли. Вот и всё. Радикальных плюсов мы не заметили, как и радикальных минусов, — говорит председатель краевой общественной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ Геннадий Шабалин.

Опытные управленцы

Однако проблема с кадрами касается не только рядовых работников (врачей, медсестер), но и главврачей. Как выяснилось, с компетентными управленцами в медицине тоже беда. И если в ситуации с врачами последних можно привлечь различными программами, в ситуации с управленцами такой возможности нет. Кроме того, нет системы отбора главврачей. При бывшем министре здравоохранения Ольге Ковтун в регионе была внедрена модель по проведению конкурсов для главврачей, после ее отставки вся система вернулась к назначению без конкурса.

Выбор руководителей по-прежнему осуществляется на основе личных связей и приближенности-отдаленности к минздраву, а также личных рекомендаций, поэтому успешной управленческой модели в Пермском крае пока нет и не будет.

Объединение станций скорой помощи

Одним из ярких проектов стало объединение станций скорой помощи в Пермском крае. Изначально суть проекта сводилась к тому, что в регионе создается шесть основных станций и единый диспетчерский центр в Перми.

В краевом минздраве тогда сообщали, что централизация диспетчерских служб скорых необходима для повышения доступности экстренной помощи. Однако некоторые эксперты считают, что новые реформы совершенно не учитывают специфику нашего региона (отдаленность населенных пунктов), увеличение продолжительности приема вызова (сейчас среднее время приема вызова составляет 90 секунд), расходов на междугородные телефонные разговоры, невозможность прослушивания записи приема вызова в случае, когда надо уточнить адрес, наличие улиц и даже населенных пунктов с одинаковыми названиями. Все эти факторы, по словам медиков, будут приводить к задержке времени приема вызова, к сбоям в работе бригад, что в итоге отразится на пациентах.

Если на начало проекта в регионе насчитывалось 38 станций и отделений скорой помощи, сейчас их не больше шести.

Объединение лабораторий

Централизация лабораторий — самый громкий проект в Пермском крае, который обсуждается много лет, но внедряться он начал лишь с прошлого года. Суть его заключается в том, что все лаборатории в Пермском крае объединят в одну — централизованную, а потом со временем создадут четыре-пять опорных, которые будут обслуживать все медучреждения. Несмотря на то что проект недоработан, лаборатории в территориях уже начали закрывать. Лаборанты попали под сокращение. А часть больниц, так и не дождавшись новой централизованной лаборатории, отдают анализы на аутсорсинг частникам.

Сложнее всего ситуация сложилась в стационарах. В базовом приказе, по которому ведется реорганизация, есть множество пробелов, касающихся порядка оказания медицинской помощи, перечня исследований и др. Например, не продумано, как врач должен оказывать медицинскую помощь в стационаре, где есть только экстренная лаборатория, а все остальные анализы делаются гораздо дольше.

— Мы можем посмотреть, чем это оборачивается, на примере сферы образования, когда были объединены бухгалтерии всех школ и образовательные учреждения вынуждены были отдать на аутсорсинг своих условных трех бухгалтеров вместе с рабочими местами и со всем оборудованием. При этом сбор первичной документации никто не отменял. А оставшиеся в школах люди работают либо как завуалированные бухгалтеры-«подснежники», либо как делопроизводители, либо как какие-то главные специалисты, — говорит эксперт проекта «За честные закупки» Общероссийского народного фронта Дмитрий Омутных. — На деле получилось, что школы были вынуждены взять ещё профессионального бухгалтера для сбора документации. Никакой экономии на сокращении штатов, декларируемой при введении облачной бухгалтерии, нет, только увеличение затрат. Вся логика и смысл этого начинания в том, чтобы направить финансовые потоки в один карман, скажем так. По образованию мы видим, что это ничего не принесло. По медицине сейчас история будет аналогичной, экономически необоснованной, она будет сопровождаться сокращением примерно тысячи человек по краю. Идёт сокращение не только бухгалтеров, но и кадровиков.

Сокращение санитарок

2017–2018 годы стали самыми резонансными для медицины Пермского края. Именно в это время минздрав начал самую масштабную реформу по сокращению санитарок и их переводу в уборщицы. Сколько всего санитарок попало под сокращение в эти годы, сказать трудно, так как официальных данных до сих пор нет.

Основной посыл реформы заключался в том, чтобы не только перевести санитарок в уборщицы, но и передать непрофильный «актив» на аутсорсинг. Стоимость «актива» оценивается в несколько десятков миллионов рублей. Но не все попавшие под сокращение санитарки в итоге нашли работу. Вопрос дальнейшего трудоустройства так и не решен.

Централизация закупок

Сама по себе реформа задумывалась как проект по экономии бюджетных средств: чем больше закупаем, тем меньше платим. Меньше издержек на проведение конкурсных процедур, меньше издержек на содержание целых отделов, которые занимаются закупочной деятельностью. Кажется, именно такой была основная суть этого нововведения. Но до сути не дошло.

Уже через год выяснилось, что централизация была необходима для введения монополии на медицинские закупки. По данным наших собеседников, мелкие поставщики лишились контрактов. Зато большие компании, в свою очередь, начали диктовать ценовые условия. При этом качество поставляемого оборудования и лекарств снизилось. В прошлом году минздрав провел проверку и выявил массовые нарушения при поставке оборудования в детские поликлиники и стационары. Общая сумма нарушений составила более 52 млн рублей.

Строительство новых поликлиник

Еще один амбициозный проект — по строительству семи детских поликлиник — не реализован. В Перми здания построены, но не везде. Ни один из объектов в Перми не введен в строй, только в Соликамске. Напомним, что строительством детских поликлиник занимались управление капитального строительства Пермского края и минстрой.

В итоге все последние реформы минздрава сводились к экономии бюджетных средств. И министерство за эти годы так научилось экономить на всём, что, когда в России началась масштабная реализация нацпроекта «Здравоохранение», проявило неспособность осваивать большие бюджетные деньги в короткие сроки. В результате регион потерял небольшую часть финансирования и большие возможности по изменению ситуации в системе здравоохранения. Елена Лодыгина https://zwezda.su/society/2020/kakie_peremeny_nuzhny_prikamskoy_meditsine_i_nuzhny_li_oni_segodnya__579