Почему российское образование стало бесполезным при поиске работы

Новости Лысьва

В российском образование преобладает теоретическая составляющая, тогда как от соискателей требуют реальных навыков .

Работодателей больше не интересует образование соискателей. Сервис по поиску работы Superjob отказался от раздела «образование» в своих анкетах. По данным портала, в большинстве случаев работодатель смотрит не на уровень образования, а на истинные умения и опыт кандидата. Российское образование банально не поспевает за требованиями рынка, а все необходимые навыки работникам приходится постигать самим, говорят эксперты.

В последние годы на рынке появляется большое количество профессий, которым не обучают в российских вузах, говорит руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. «Тот же „цифровой маркетинг“ или HR-аналитика пока что есть только в Высшей школе экономики. Больше этого пока нигде не встретишь», — говорит она «URA.RU». В этих условиях значительному количеству людей приходится переучиваться со своей базовой специальности, чтобы постигать новые профессии замечает Игнатова. «В итоге у этих людей дипломное образование уже будет не совпадать с тем, чем они заняты на самом деле, а значит смотреть на специальность просто бесполезно», — считает собеседница.

Кроме того, важным становится даже не специальность, а навык постоянного самообучения. По данным исследования Rabota.ru, в первую очередь работодателям важны soft skills (79%), то есть личностные качества, социальные навыки, следом идут hard skills (47%) — профессиональные знания, а непосредственно про диплом говорят только 25%. «Можно отметить, что digital skills тоже набирает обороты. Это умение ориентироваться в среде, работать с программами. Писать, что вы пользователь ПК уже моветон. Вся работа связана с этим», — подчеркивает руководитель пресс-службы сервиса по поиску работы и сотрудников Сергей Денисенко.

За постоянно меняющимися требованиями к профессиям и задачам, которые ставят перед работниками, не способна угнаться никакая система образования, отмечает заслуженный учитель РФ и доктор педагогических наук Евгений Ямбург.

«Подготовка специалистов под конкретное рабочее место — пережитки прошлого. Вузы первых позиций мирового рейтинга сейчас дают системные представления о предмете, которым человек должен заниматься, умение добывать знания и практически их осмысливать», — поясняет он «URA.RU».

По словам собеседника, тренд на современность есть и в российской системе образования. «Происходит обновление стандартов: в них содержатся требования в обязательном порядке заключать с компаниями соглашение о практике, более того, в комиссии по госэкзаменам непременно должны присутствовать представители будущего работодателя», — добавляет Ямбург.
Российское образование традиционно не заточено под рыночную экономику, считает руководитель издательского дома «Народное образование» Алексей Кушнир, в нем исторически преобладает «знаниевая» составляющая.

«Наши школьники и студенты очень много знают в сравнении с учащимися других стран. У нас даже домохозяйки пекутся о знаниях, но почему-то никто не печется о навыках. В то время как в Европе и США сформировалась традиция обучения деланием — learning by doing», — объясняет эксперт «URA.RU».

В некоторых сферах при этом обязательное требование диплома остается до сих пор. Среди них — медицина, наука, образование, а также технические специальности, говорит Игнатова. «Иначе обстоит дело у гуманитариев: очень часто у них сильный разброс, экономист откликается на вакансию маркетолога, журналиста часто можно встретить в управлении персоналом, — рассказывает она. — Здесь профессии эволюционируют быстрее, чем система образования, они становятся мультифункциональны». https://ura.news/articles/1036277378