Цены на бензин играют на нервах. Обобщение

Новости Чусовой

Ситуация на топливном рынке оказалась на грани очередного ценового кризиса

Москва. INTERFAX.RU — Ситуация вокруг цен на топливном рынке России, традиционно находящаяся в центре внимания из-за социальной значимости темы, к концу октября накалилась до критического уровня.

То, что страна снова находится на грани ценового топливного кризиса, признало даже правительство во главе с Дмитрием Медведевым. Федеральная антимонопольная служба официально констатировала рост цен, а профильный вице-премьер Дмитрий Козак вновь проводит экстренные совещания с нефтяниками.

Все напоминает майский ценовой кризис, который весной вынужден был тушить лично президент России Владимир Путин. Пока Кремль за разгорающимся осенним кризисом на топливном рынке только следит.

Правительство бдит
В понедельник Медведев заявил: несмотря на принятые меры в целом ряде случаев наблюдается рост цен на бензин. Глава правительства пригрозил, что может распорядиться ввести заградительные пошлины на нефть и нефтепродукты для урегулирования ситуации с ценами на топливо. «Я хотел бы, чтобы министерство энергетики провело в ближайшие несколько дней консультации с нашими нефтяными компаниями. Мы же договорились о том, что будет принят план работы и определенное соглашение о поддержании сложившегося уровня цен на нефтепродукты на внутреннем рынке», — сказал Медведев.

В понедельник вечером Козак в беседе с журналистами высказал мнение, что оценивает вероятность введения заградительной пошлины на нефть и нефтепродукты как высокую. «Она может быть введена буквально на следующей неделе. У нас такие в законе полномочия, правительству предоставлены, и такое решение может быть принято», — сказал он.

Более мягкую позицию занял глава Минэнерго Александр Новак: «Если нефтяные компании продолжат сдерживать цены на нефтепродукты в рознице и выполнять обязательства по поставкам топлива на внутренний рынок, то крайней меры, как заградительная пошлина, не понадобится. «Это крайняя мера», — сказал он, комментируя вероятность введения заградительной пошлины.

Буквально на прошлой неделе Козак проводил с главами нефтяных компаний совещание, где обсуждался вопрос — как сдержать цены на АЗС и поддержать прибыльности розничного сектора. На этой неделе Козак проводит уже экстренное совещание, оно намечено на завтра — 31 октября. Теперь помимо крупнейших НК приглашены и независимые участники топливного рынка.

Нефтяники отчитываются
Крупнейшие нефтяные компании поспешили отрапортовать, что они-то свои договоренности соблюдают.

Глава «Газпром нефти» Александр Дюков сообщил журналистам: «Мы увеличили поставки топлива в этом году на внутренний рынок, все обязательства мы выполняем». «Если говорить о топливном рынке, то ситуация не совсем простая, это касается прежде всего независимых сетей АЗС. Если говорить о ВИНКах, в том числе о «Газпром нефти», то можете заметить, что ситуация в нашем случае не изменилась. Сейчас мы имеем цены на наших АЗС, которые соответствуют ценам на конец мая. И в ближайшее время в наши планы не входит их увеличение», — добавил Дюков.

Президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов сообщил «Интерфаксу», что его компания выполняет обязательства по поставкам топлива на свою сеть АЗС и планирует увеличить производство за счет завершения ремонта на Нижегородском НПЗ. «Я надеюсь, что до этого не дойдет», — отвечая на вопрос, видит ли он угрозу дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке.

В «Роснефти» сообщили, что компания увеличивает поставки на внутренний рынок: в сентябре производство бензинов и дизельного топлива евро-5 увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, поставки на внутренний рынок растут, биржевые нормативы НК перевыполняет, а ее операционная деятельность ориентирована в первую очередь на внутренний рынок. «Доля экспортных поставок бензинов компанией не превышает 2,3% от объема производства бензинов класса евро-5, что является минимальным показателем по отрасли», — добавил представитель «Роснефти».

ФАС и статистика констатируют
Федеральная антимонопольная служба рапортам нефтяников парирует констатацией факта роста цен на топливо. «О ситуации на рынке судят не по заявлениям (нефтяных компаний — ИФ), а по динамике цен. В октябре установился определенный рост цен, в большей степени он имел место по дизельному топливу — примерно на 1%, в меньшей степени по бензинам — где-то на 0,25%. Такие показатели есть», — заявил во вторник замглавы ведомства Анатолий Голомолзин.

Он отметил, что цены на топливо в оптовом звене близки к нетбэку: «В этом смысле потенциал роста оптовых цен значительно меньше — его практически нет. И последние торги по бензинам вели к снижению цен. Чуть более сложная ситуация по дизельному топливу, особенно по зимнему».

Согласно данным сайта Санкт-Петербургской международной топливной биржи (СПбМТСБ), цены на бензины действительно демонстрируют снижение уже несколько дней подряд. Однако пока трудно сказать — закрепится ли эта понижательная тенденция, потому что последнее время оптовые цены трудно поддаются прогнозам.

Что касается розницы, то здесь ситуация сложнее, признает ФАС. «В рознице есть вопросы по доходности АЗС, особенно на Дальнем Востоке. Например, региональным отделением ФАС на Камчатке уже возбуждено дело по недобросовестной конкуренции в связи с ценообразованием на оптовом и розничном рынке», — сказал Голомолзин.

По данным ЦДУ ТЭК за октябрь в среднем по России цена Аи-92 выросла на 9 копеек, Аи-95 — на 12 копеек. При этом в некоторых регионах, таких, как Крым и Севастополь рост цен за месяц составил 50-62 копейки на оба вида бензинов. Также в начале месяца отмечался существенный рост цен на бензины на Дальнем Востоке — в среднем на 19-37 копеек за семь дней.

В последнюю неделю октября цены начали подниматься в центральной и северо-западной России. Так, в среднем по Москве и Московской области бензины за прошлую неделю подорожали на 7-15 копеек, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — на 7-15 копеек.

Согласно данным Росстата, производство бензина в сентябре 2018 года снизилось по сравнению с сентябрем 2017 года на 5,7% — до 3 млн тонн, а по сравнению с минувшим августом — аж на 11,5%. Производство дизтоплива выросло в сентябре к прошлому году на 3,5%, до 6,2 млн тонн, но снизилось к августе на 5,3%.

Экспорт бензина в августе составил 265,8 тыс. тонн, что на 14,6% ниже августа 2017 года, но на 8,8% выше уровня июля 2018 года. Экспорт дизтоплива, наоборот, в августе вырос по сравнению с прошлым годом на 20,5%, до 4,7 млн тонн, но снизился по сравнению с предыдущим месяцев на 4%.

Кремль следит
В Кремле внимательно отслеживают ситуацию на внутреннем рынке бензина, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Конечно, в Кремле в курсе, это тема, которая сейчас тщательно отслеживается, но в данном случае именно кабинет министров сейчас этим занимается. Вы видите, что предпринимаются очень активные меры, энергичные меры, работа ведется», — сказал Песков.

А что же завтра будет с ценами на бензин? Снова этот вопрос остро волнует всех: правительство, нефтяников, население. Государство вынуждено балансировать между стремлением наполнить бюджет,с одной стороны, и снизить социальную напряженность, которая может быть вызвана ростом цен на бензин, с другой. В условиях рыночной экономики с постоянно изменяющимися налоговыми правилами пока спасает только ручное управление. Важно, чтобы у руля находился человек с крепкими нервами.  https://www.interfax.ru/business/635777